Пятое АТП, которого нет
17 марта 2005 года
Помимо антенн и компьютеров основой Автоматизированной системы дистанционного управления автобусами (АСДУ-А) являются бортовые комплекты (БК), устанавливаемые на самих автобусах. Сигнал, поступающий с БК на АСДУ-А через спутник, сообщает сидящему перед дисплеем диспетчеру об автобусе абсолютно все. Где он находится в настоящий момент, стоит или движется и с какой скоростью, и все ли у него в порядке с узлами и агрегатами.
Зеленая стрелочка, ползущая по светящейся на экране карте города, означает, что водитель движется с дозволенной скоростью. Синий квадрат - что автобус остановился. А стоит зеленой стрелке превратиться в красную, значит, водитель едет быстрее 60 километров в час. И тогда человек у экрана связывается с ним с помощью того самого БК и сообщает, что, мол, ты, брат, не прав и больше так не делай. Не беда, если диспетчер задремал или отлучился по нужде. Вернувшись, он в любой момент может открыть "Историю" и без труда выяснить, что такой-то водитель в такое-то время съехал с маршрута "налево", а такой-то отстал от графика движения или, наоборот, его опережает.
Приятного в столь плотной опеке в течение всего рабочего дня мало, и на месте водителя невольно начинаешь ощущать себя героем романа Джорджа Оруэлла "1984", которому неизменно напоминают, что "Старший брат смотрит на тебя". Пока бортовые комплекты установлены в Казани всего на 26 частных "ПАЗах" (объединенных для удобства персонала АСДУ-А в несуществующее на самом деле АТП-5), но они уже успели вызвать у водителей почти столь же сильные чувства, как новые станки у английских рабочих начала девятнадцатого века. Тогда, если помните, это даже вылилось в движение луддитов, разрушителей машин.
В нашем случае до этого не дошло по причине предусмотрительности конструкторов, поместивших компьютер, входящий в БК, в металлический ящик в "антивандальном исполнении". Сломать его, в принципе, можно, но чрезвычайно трудно. Куда проще обесточить и добиться того же эффекта, хотя и кратковременного. Для перманентного обмана АСДУ-А изобретено некое устройство, позволяющее одному водителю стоять на месте и, переключая рычажки, отмечаться в нужное время в нужном месте за десяток своих товарищей. Впрочем, как утверждают в АСДУ-А, не вдаваясь в подробности, даже для таких умельцев найдено противоядие, и обмануть Систему не сможет никто. Поэтому водители, не желающие играть по новым правилам, просто уходят туда, куда еще не дотянулась рука научно-технического прогресса.
А вот у частных предпринимателей, претендующих на выполнение муниципального заказа по перевозке пассажиров по какому-то маршруту, такого выбора нет. В договоре прямо сказано, что частный перевозчик обязан установить БК на своих машинах. Либо выполняй, либо найдем другого, более сговорчивого.
- В идеале до 1000-летия Казани мы должны оснастить БК все "пазики", а их в городе около тысячи, - сообщил корреспонденту "ВК" заместитель председателя городского комитета по транспорту Айдар Абдулхаков. - Но даже если их будет 500 - 600, это уже будет здорово.
Аргументы руководства городского комитета по транспорту в пользу поголовной установки БК на всех маршрутных "пазиках" звучат довольно убедительно. По словам Абдулхакова, местные бортовые комплекты стоят 980 долларов. Зато установка БК позволит обеспечить оперативный и полный контроль за маршруткой во все время ее движения со стороны комитета по транспорту и самого частного предпринимателя, за машинами которого следит АСДУ-А. И, наконец, снабдит автобусы системами информации и безопасности на всем пути следования. В частности, за безопасность отвечает кнопка "SOS", после нажатия которой сообщение о бедственном положении конкретного автобуса поступает в ГАИ, милицию, "Скорую помощь" и МЧС. Причем местоположение "пазика" определяется с точностью до 10 метров.
А вот в том, что установка БК на частных маршрутках ни в коем случае не будет сопровождаться автоматическим ростом плана сдачи выручки, убедить корреспондента "ВК" Айдару Абдулхакову не удалось. Ведь арифметика здесь простая. Если на "ПАЗ" стоимостью в полмиллиона рублей навесить железа еще на тысячу долларов, то он уже будет стоить на 6 процентов дороже. Следовательно, позже окупится. Соответственно, должен вырасти план. Что это значит для водителя, и без того проводящего за рулем своего "пазика" по 12 часов, объяснять не надо. Ни пассажирам маршруток, ни пешеходам, ни инспекторам ГАИ.
Евгений АКСЕНОВ, "Вечерняя Казань"